ПРИНЯТ на педагогическом совете протокол № 1 от ________2020г. УТВЕРЖДЕН Заведующий МКДОУ «Детский сад №3 п. Моряк-Рыболов» __________С.В. Черемнова _____________2020г. Учебный план Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 п. Моряк-Рыболов» Ольгинского района Приморского края Пояснительная записка к учебному плану Учебный план непосредственной образовательной деятельности МБДОУ на 2020 – 2021 учебный год разработан в соответствии с нормативноправовыми документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». -Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г. - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах образовательным программам дошкольного образования». - Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Учебный план МКДОУ является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2020-2021 учебном году в МКДОУ функционирует 3 группы, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: • Первая младшая группа (от 1,6 до 3 лет) – 1 группа • Разновозрастная группа (от 3 до 5 лет) - 1 группа • Разновозрастная группа (от 5до 7 лет) - 1 группа Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по образовательной программе, разработанной с учётом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой , в соответствии с ФГОС ДО. Учебный план соответствует Уставу МКДОУ, образовательной и парциальным программам (И. Каплунова «Ладушки» - программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, И.А.Лыкова «Цветные ладошки» программа художественного воспитания, «Экологическое воспитание» С.Н. Николаева). В соответствии с ФГОС ДО в ДОУ обеспечивается право ребёнка на качественное образование, учитываются возможности и потребности детей, обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников с учётом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Цель деятельности учреждения: Обеспечение качественного дошкольного образования воспитанникам, отвечающего федеральным государственным образовательным стандартам. Всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению Основными задачами учреждения являются: 1.Обеспечить эффективное введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в практику дошкольного Учреждения. 2.Осуществлять работу по сохранению и укреплению здоровья детей, создание условий обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка. 3.Формирование творческих способностей дошкольников в художественно-эстетическом направлении развития ДОУ. Оптимизировать предметно-развивающую среду с учетом образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС, социального заказа семьи, индивидуальных особенностей развития и интересов воспитанников. 4.Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка 5. Обогащать содержание работы по региональному компоненту через поиск новых форм взаимодействия с социумом (семей, общественных организаций). В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. Каждому направлению соответствует определенные образовательные области: • «Социально-коммуникативное» • «Познавательное» • «Речевое» • «Художественно-эстетическое развитие» • «Физическое развитие» Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", «Речевое развитие» "Социально-коммуникативное развитие", "Художественноэстетическое развитие" входят в расписание непосредственной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарно- тематическом планировании. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • принцип научной обоснованности и практической применимости; • принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; • принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; • принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; Количество и продолжительность непосредственной образовательной деятельности устанавливается в соответствии с санитарногигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13): - Продолжительность непосредственной образовательной деятельности: - для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, -для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в первой младшей группе не превышает 20 мин - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, - в старшей и подготовительной группах – 50 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на непосредственную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непосредственной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации занятий с 1,5 до 7 лет (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные) В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МКДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения ) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и расписание НОД соответствуют виду и направлению МКДОУ. Парциальные программы являются дополнением к Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Характеристика структуры учебного плана • В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, в структуре учебного плана МКДОУ «Детский сад №3 п. Моряк-Рыболов» выделены две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Обязательная часть реализуется через обязательную непосредственную образовательную деятельность. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, формируется образовательным учреждением с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности. • В Плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса: обязательная часть - не менее 60 % Часть, формируемая участниками образовательных отношений, более 40 % не • Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН). • Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. • При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества непосредственной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в обязательной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени занятий. Образовательная деятельность по физической культуре и музыке проводится со всей группой (по условиям ДОУ). • Учебный план составлен из расчета 36 недель и не превышает максимально допустимый объем общей нагрузки, рационально распределяет время, отводимое на освоение основной образовательной программы. • На основе Учебного плана разработано Расписание непосредственной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку. • В Расписании учтены возрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе. • Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со всей группой. Предусматривается рациональное для детей каждого возраста чередование умственной и физической нагрузки. • Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.. Проведение занятий по формированию элементарных математических представлений начинается со 2 младшей группы до подготовительной включительно. Ознакомление с предметным миром, миром природы, социальным миром происходит на познавательных занятиях в каждой группе еженедельно. Материал детям предлагается из разных областей: экология, ОБЖ, региональный компонент, человек в истории и культуре, элементарные естественно-научные представления и пр. • Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Еженедельно в каждой группе организуется игровое занятие по речевому развитию, в подготовительной группе– еженедельно подготовка к обучению грамоте. • Содержание образовательной области «Художественноэстетическое» развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). • Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным выполнением основных движений (ходьба, бег прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Содержание также направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, их в каждой группе проводится по два в неделю. На них происходит развитие физических качеств детей (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Для удовлетворения у детей потребности в двигательной активности проводится по одному занятию игровой физкультурой в неделю на свежем воздухе в каждой группе (подвижные игры, соревнования, развлечения, пешие походы-экскурсии и пр.). • Содержание образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Все эти направления реализуются в совместной с взрослыми деятельности. • Во всех содержаниях образовательных областей прослеживается системность и преемственность возрастных ступеней, планы и программы разработаны от младшей до подготовительных групп с учетом возрастных особенностей детей, при реализации содержания учитываются индивидуальные особенности воспитанников. Учебный план на 2020-2021 учебный год муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 п. Моряк-Рыболов» Ольгинского района Приморского края № 1. 1.1 1. 2. 3. 1.2 Образовательная область Вид деятельности Познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) Первая младшая группа от 1,5 до 3 лет в неделю 1 в месяц 4 в год 36 Ознакомление с предметным окружением/ознакомл ение с миром природы. Разновозрастная группа с 3-5лет младшая группа средняя группа 3-4 года 4-5лет в неделю в месяц в год в неделю в месяц в год Развитие речи 2 8 72 Разновозрастная от 5 до 7 лет группа подготовительная группа 6-7 лет в год в неделю в месяц в год 2 8 72 2 8 72 3 12 108 4 16 144 1 4 36 1 4 36 1 4 36 2 8 72 1 4 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 1 4 36 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 36 36 Познавательноисследовательская деятельность Речевое развитие старшая группа 5-6 лет в неделю в месяц ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1 1 4 36 1 4 36 2 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 2 8 72 1 4 36 1 4 36 Обучение грамоте 1.3 Чтение художественной литературы Художественноэстетическое развитие Музыка Рисование ежеднев но 2 1 ежедне вно 8 4 ежед невн о 72 36 ежедневно ежедневно ежеднев но ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 16 ежед невн о 144 4 4 16 144 5 20 180 5 20 180 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 2 8 72 2 8 72 1 4 36 Лепка Аппликация 1.4 Физическое развитие Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Итого: - - - 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 3 12 108 3 12 108 3 12 108 3 12 108 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 10 40 360 10 2 ч.30 мин 40 360 14 7 час 56 504 0,5 2 18 «Театральный» 10 40 360 13 52 468 3ч 20 5 ч 25 мин мин. ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 0,5 «Спортивный» ИТОГО 10,5 10,5 2 18 0,5 2 16 0,5 2 16 0,5 16 2 16 0,5 17 2 16